Опущение матки

Опущение матки относится к тем патологиям, которые значительно усложняют жизнь женщины. Оно не проходит незаметно; без специального лечения состояние только усугубляется.

Что такое опущение матки?

Опущение матки - это ее неправильное анатомическое положение, при котором дно и шейка опускаются ниже физиологической нормы.

Эта патология является распространенной проблемой у женщин старшего возраста. В период полной менопаузы риск заболевания возрастает.

Причины опущения матки

Мочевой пузырь, матка, прямая кишка удерживаются в области малого таза прочным каркасом из мышц и связок. Упругие сильные мышцы отвечают за поддержку органов в пределах таза.

Матка удерживается также при помощи связочного аппарата. Когда он ослабевает, то не способен полноценно выполнять свои функции. Матка начинает «провисать», опускаться вниз влагалища.

Главные причины пролапса матки следующие:

• Травмы, в том числе родовые. Использование акушерских щипцов на потужном периоде; тазовое предлежание плода; сложные роды — все это может привести к повреждению связочного аппарата.
  • Чрезмерные физические нагрузки. Сегодня все больше женщин увлекается силовыми видами спорта, и в погоне за красивой фигурой забывают, что их организм не рассчитан на поднятие тяжестей. Но даже если и не заниматься силовыми нагрузками, то и в быту достаточно вариантов, когда приходится поднимать большой вес.
  • Операции в области малого таза. Во время хирургических вмешательств возможно повреждение мышц или связок.
  • Возраст. Снижение уровня женских гормонов способно оказывать влияние на эластичность и тонус тканей малого таза.
  • Запоры. Они провоцируют повышение давления внутри таза, что и приводит к пролапсу.
  • Генетический фактор. Если у женщины наследственно плохо развита соединительная ткань, у нее повышается риск столкнуться с патологией. Установлено, что жительницы отдельных регионов имеют к этому особую предрасположенность. Так, например, опущение матки нередко наблюдается у азиаток и испанок.

Симптомы опущения матки

Пролапс может наблюдаться в виде вялотекущего и быстрого процесса.

Опущение матки характеризуется такими признаками:

• тянущие боли внизу живота и в пояснице — они усиливаются после секса или физической нагрузки. На этом этапе мало кто из женщин обращается за помощью к специалисту;
  • чувство чужеродного тела — в этом случае можно нащупать шейку матки в нижней части влагалища;
  • расстройства менструального цикла — иногда наблюдается отсутствие месячных. Чаще бывают длительные кровотечения;
  • заболевания мочевыводящих путей — матка затрудняет процесс мочеиспускания. Моча застаивается, в ней развивается патогенная флора. При небольшом напряжении (кашель, чихание), происходит непроизвольное мочеиспускание;
  • варикоз — возникает из-за постоянного сдавливания вен в области малого таза;
  • язвы — из-за постоянной травматизации стенок влагалища они начинают кровоточить.

Диагностика опущения матки

При обращении женщины к специалисту с жалобами на дискомфортные ощущения, гинеколог назначит ряд исследований:

• ручной осмотр в зеркалах;
  • мазки на флору и цитологию;
  • анализы крови и мочи;
  • УЗИ органов малого таза.

В отдельных случаях пациентке могут рекомендовать гистероскопию.

Консервативное лечение опущения матки

Консервативное лечение опущения матки возможно только на 1-2 стадии. Для этого женщине назначаются:

• лечебная гимнастика, которая включает в себя специально разработанные упражнения. Ее заданием является укрепление мышц органов малого таза;
  • бандаж — с его помощью матка «приводится» в анатомически правильное положение и так поддерживается. Исчезают болевые ощущения, хотя сам пролапс никуда не девается;
  • пессарии — назначаются женщинам с 3-4 степенью патологии, которым нельзя проводить оперативное лечение. Специальные кольца устанавливаются во влагалище и удерживают матку от выпадения.

Оперативное лечение опущения матки

Оперативное лечение опущения матки — это радикальный метод лечения опущения матки, когда невозможно добиться результата консервативным способом.

Операции могут преследовать разные цели:

• укрепление мышечного каркаса тазового дна;
  • подшивание и укрепление связок;
  • подшивание матки к тазовым стенкам;
  • сужение влагалища;
  • установка эндопротезов.

В сложных случаях проводится экстирпация матки.

После оперативного вмешательства остается риск рецидива в 30% случаев.

Возможные осложнения опущения матки

Нередко пациентки задают вопрос: что будет, если вовсе не лечить опущение матки?

Это приведет к ее выпадению и, возможно, ущемлению.

Даже если все останется на стадии пролапса, это чревато воспалительными процессами в мочевыводящих путях и кишечнике; появлением кровоточащих язв во влагалище и на шейке матки.

Профилактика выпадения шейки матки

К общим профилактическим рекомендациям, которые могут помочь предотвратить развитие патологии, относятся:

• выполнение физических упражнений, направленных на укрепление мышц таза;
  • отсутствие тяжелой физической работы, которая сопровождается поднятием большого веса;
  • предупреждение запоров;
  • правильное родоразрешение;
  • исключение в послеродовом периоде физических нагрузок и регулярное занятие специальной гимнастикой.

В период постменопаузы женщинам может быть назначена заместительная гормонотерапия.

Лечение опущения матки в клинике «Панацея»

Лечение опущения матки осуществляется консервативно с помощью различных лекарственных препаратов и хирургически.