Эндометриоз

Что такое эндометриоз?

Эндометриоз матки - это заболевание, развивающееся на фоне нарушения иммунного и эндокринного гомеостаза.

Cуть заболевания заключается в разрастании ткани, идентичной по своей структуре и функции с эндометрием, но за пределами нормального расположения слизистой оболочки матки.

Причины возникновения эндометриоза

Распространенные причины возникновения эндометриоза следующие:

• имплантационная теория: патологические участки образуются в результате заброса крови в брюшную полость через маточные трубы;
  • теория метаплазии целомического эпителия: очаги эндометриоза формируются из тех остатков эмбриональной ткани, которые не регрессировали в процессе формирования тканей;
  • индукционная теория: развивает предыдущую, с одновременным подтверждением возможности формирования очагов эндометриоза под влиянием различных негативных факторов.

Cледует отметить и генетическую теорию, а также теорию недостаточного количества простагландинов.

Говоря о факторах риска развития аденомиоза, следует отметить такие:

• генетический фактор;
  • любой инфекции мочеполовых путей;
  • травмы и повреждения, в том числе родовые;
  • внутриматочные вмешательства;
  • гормональный дисбаланс.

Симптомы эндометриоза

Симптомы эндометриоза разнообразны, и среди них нет ни одной патогномоничный для этого заболевания.

Чаще всего наблюдаются альгодисменорея, диспаревния, хроническая боль в области малого таза или спине или чувство дискомфорта в прямой кишке.

Боль может быть разным по характеру, постоянным или возникать циклически. Считают, что характер этой симптоматики определяется локализацией эндометриоидних очагов.

Симптомы, наиболее часто встречаются при эндометриозе:

• Боли в период менструации.
  • Повышенная утомляемость, слабость.
  • Маточные кровотечения.
  • Диспареуния.
  • Диарея, кишечные боли, вздутие живота, тошнота накануне и во время менструации.
  • Головные боли и головокружение во время менструации.
  • Периодические приступы сердцебиения.
  • Психоневрологические расстройства.
  • Бесплодие.
  • Длительное безефективне лечения хронических воспалительных процессов придатков матки.

Эндометриоз считается доброкачественным заболеванием, но он обладает способностью к росту и распространению.

Вероятность злокачественного перерождения эндометриоза существует влюбом возрасте.

Диагностика эндометриоза

Среди неинвазивных методов наиболее достоверным считается магнитно-резонансная томография (МРТ).

Достаточно информативными считаются влагалищное и трансректальное ультразвуковое исследование. Диагностика эндометриоза значительно облегчается, если УЗИ проводится за два-три дня до начала менструации.

К инвазивным методам выявления эндометриоза принадлежит лапароскопия.

Дополнительные методы диагностики эндометриоза:

• КТ или МРТ;
  • гистероскопия;
  • гистеросальпингография;
  • кольпоскопия;
  • анализ крови на онкомаркеры.

Консервативное лечение эндометриоза

Консервативное лечение эндометриоза включает гормональную терапию, которая приводит к созданию искусственной менопаузы.

Этот метод демонстрирует неплохие результаты, однако он не подходит пациенткам, планирующим беременность.

Оперативное лечение эндометриоза

Оперативное лечение эндометриоза предусматривает удаление пораженных участков тканей. Однако, после оперативного вмешательства могут возникать рецидивы.

При кровотечениях и при отсутствии у женщины желание беременеть возможно использование гистероскопического глубокого удаления эндометрия (гистероскопическая абляция эндометрия).

Так же возможно применение таких методик, как эмболизация маточных артерий и МРТ управляемая ультразвуковая хирургия.

Возможные осложнения эндометриоза

К основным осложнениям эндометриоза можно отнести:

• Гормональный дисбаланс.
  • Нарушения менструального цикла (НМЦ).
  • Бесплодие.
  • Анемию.
  • Перитонит.

Избежать данных осложнений можно лишь в ходе комплексного лечения эндометриоза.

Профилактика эндометриоза матки

Внимание к своему здоровью, регулярность медицинских осмотров, своевременная терапия гинекологической патологии позволяют выявить эндометриоз на начальной стадии или вовсе избежать его возникновения.

Профилактика эндометриоза матки должна включать:

• регулярное посещение гинеколога;
  • борьбу с излишним весом;
  • половое воздержание во время менструации;
  • прием оральных гормональных контрацептивов;
  • отказ от абортов;
  • предотвращение стрессов;
  • отказ от курения.

Лечение эндометриоза в клинике «Панацея»

Лечение эндометриоза осуществляется консервативно с помощью различных лекарственных препаратов и хирургически.